Несмотря на то, что наш сайт не затрагивает технических характеристик тех или иных устройств, не рассказывает как собрать автомобиль своими руками или как построить деревянный сруб правильно, и посвящен он теме спиннеров для рук, я все же хотел бы затронуть тему основных типов подшипников, тем более, что я обещал эту статью в предыдущей публикации. Итак, предлагаю очень поверхностно рассмотреть какие типы подшипников существуют и более подробно остановиться на том типе, который используется в спиннерах.

 

Основные типы подшипников

Можно выделить следующие типы подшипников:

  • шариковые
  • роликовые (цилиндрические, конические)
  • игольчатые
  • упорные (шариковые, роликовые)
  • двух- и многорядные

 

Безусловно, эксперты могут не согласиться с такой градацией, но данные типы подшипников максимально понятны для всех.

 

Шариковые подшипники

Наиболее распространенный тип подшипников. Шариковый подшипник состоит из:

  • наружного кольца
  • внутреннего кольца
  • тел качения (шариков)
  • сепаратора (в него заключены шарики)

На наружном и внутреннем кольцах есть желоб (беговая дорожка), по которому и катаются шарики. Благодаря точечному контакту между шариками и беговой дорожкой у данного типа подшипников минимальный момент трения, поэтому они могут развивать высокие скорости вращения. Наверное, Вы уже догадались, что в спиннерах используются именно шариковые подшипники. К ним мы еще вернемся немного позже.

Шариковые подшипники

 

Роликовые цилиндрические подшипники

По сути напоминают собой шариковые подшипники, с той лишь разницей, что в качестве тел качения используются цилиндры, а не шарики. Предназначены для несения высоких радиальных нагрузок при отсутствии осевых. Тип контакта между беговыми дорожками и роликами - линейный, скорость вращения обычно ниже, чем у шариковых.

Роликовый подшипник

 

Роликовые конические подшипники

Вместо использования цилиндров в качестве тел качения, используются конические ролики (сечением такого ролика будет трапеция). Беговые дорожки на наружном и внутреннем кольцах расположены под углом. Данный тип подшипника воспринимает комбинированные нагрузки (радиальные и осевые).

roller_bearing.jpg

Роликовый конический подшипник

 

Игольчатые подшипники

В качестве тел качения используются цилиндрические тела качения - иголки. Отличаются от обычных цилиндрических подшипников прежде всего размером и более низкой себестоимостью. За счет конструктивных особенностей проигрывают в скорости вращения. На сегодняшний день - один из самых востребованных типов подшипников (после шариковых).

Игольчатый подшипник

 

Упорные шариковые подшипники

Являются разновидностью шариковых подшипников, могут нести воспринимать только осевые нагрузки, радиальные - не могут.

Упорный шариковый подшипник

 

Упорные роликовые подшипники

Являются разновидностью роликовых подшипников. Используются в тех случаях, когда действуют большие осевые нагрузки.

Упорный роликовый подшипник

 

Двух- и многорядные подшипники

Этот тип подшипников включает как шариковые, так и роликовые подшипники. Отличия в том, что в них применяется несколько рядов тел качения.

 

Двух- и многорядные подшипники

 

Теперь, когда мы в общем рассмотрели основные типы подшипников, предлагаю вернуться к шариковым подшипникам и рассмотреть их подробнее.

 

Рассмотрим самые распространенные мифы по поводу подшипников.

 

Первый «миф»: класс точности

 

Наибольшее число споров возникает именно по этому вопросу. Что же выбрать? ABEC1, ABEC3, ABEC5, ABEC7 или  ABEC9?


ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью Американской ассоциации производителей подшипников (ABMA).

Аббревиатура ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных (высокоточных) подшипников.
Не буду терзать Вас сложными техническими вопросами, скажу лишь, что подшипник
608ZZ (тот, что используется в спиннерах для рук) не может иметь класс точности выше ABEC5! Если Вы увидите на таком подшипнике маркировку ABEC7 или ABEC9, то знайте, что это не более чем маркетинговый ход! Да и разница между классами точности исчисляется микронами, поэтому Вы не почувствуете ее ни на скейте, ни на роликах, ни при вращении спиннера. Куда важнее где и кем был произведен подшипник, какая смазка в нем используется, качество материала и т.д.


Второй «миф»: «керамика»

Бытует легенда, что керамические подшипники быстрее, чем их металлические собратья. Это отчасти верно, но нужно четко понимать для каких целей они вам нужны. Керамика  по крепости никогда не сравнится с металлом. Использовать керамические подшипники в спиннерах отчасти уместно, хотя и заметить разницу будет не просто, но стоит помнить о том, что керамические подшипники стоят дороже и это отразится на конечной стоимости спиннера. В спиннере за 100-200 рублей не может быть качественного подшипника, тем более керамического.


Третий «миф»: «крепче»

Некоторые люди считают, что закрытые подшипники крепче открытых, за счет дополнительных металлических пластин. На деле это не так, потому что пластина, которая закрывает шарики не касается одного из колец и никакой дополнительной крепости не несет. Закрытый подшипник менее подвержен попаданию грязи внутрь, не более.

Четвертый «миф»: «быстрее»   


Однажды в детстве я стал счастливым обладателем роликовых коньков Bauer. После китайских погремушек это был просто “космос” - коньки сами несли меня вдаль, главной проблемой было вовремя остановиться. В коньках стояли подшипники ABEC1 (об этом читайте выше). Но со временем они стали ехать медленнее. Я первым делом начал грешить на подшипники, и в итоге заменил их сразу на ABEC7. Я был полностью уверен в том, что теперь-то я полечу! Каково же было мое удивление, когда после замены скорость не изменилась… В итоге оказалось, что после нескольких лет катаний колеса изрядно стерлись и превратились в “восьмерки” и терлись о раму, из-за чего скорость упала. После смены колес ролики снова полетели, причем и на ABEC1, и на ABEC7. Но вернемся к теме скорости подшипников. Не буду утруждать Вас формулами из физики, скажу лишь, что подшипник 608ZZ может развивать скорость в сотни километров в час! Согласно каталогам производителей этот подшипник может совершать более 30 тысяч оборотов в минуту, или 500 оборотов в секунду. Становится ясно, что таких характеристик более чем достаточно для использования подшипника в спиннере.

Вообще, чем меньше подшипник, тем быстрее он может вращаться. Именно для подшипников маленького размера имеет смысл применять такое понятие, как класс точности (или так называемый ABEC, о котором можно прочитать выше).

 

Отдельным пунктом стоит упомянуть гибридные подшипники

“Гибридные подшипники имеют кольца из шарикоподшипниковой стали и тела качения из нитрида кремния (Si3N4). Помимо того, что гибридные подшипники являются отличными электроизоляторами, они способны работать на повышенных частотах вращения и в большинстве случаев имеют больший ресурс по сравнению с однотипными цельностальными подшипниками.” Данная фраза взята из спецификации одного из именитых производителей подшипников. Конечно же, речь идет о более серьезном использовании подшипников, нежели в спиннерах, но все же можно уяснить некоторые вещи: керамический или гибридный подшипник в первую очередь используют как изолятор электрического тока, для спиннера эта особенность бесполезна. Ресурс в данном конкретном случае также не играет никакой роли. Несмотря на это, гибридные подшипники являются “золотой серединой” при использовании в спиннерах: они относительно недорогие и развивают высокую скорость вращения.

В качестве эпилога

Я надеюсь, что у читателей появилось понимание того, какие типы подшипников существуют и чем отличаются шариковые подшипники. Не стоит смотреть на класс точности, по крайней мере верить только в него, не стоит надеяться на керамические подшипники, или их гибридных собратьев. Главное - это фабрика, которая произвела подшипник: качество материалов, оборудование. Разница между продукцией завода, производящего десятки тысяч подшипников в  день для тяжелой промышленности и автомобильных концернов, и поделками из подвала с кустарным оборудованием где-то в средней Азии - колоссальна. Также важны условия хранения, например, в сыром помещении подшипник может заржаветь. А керамический подшипник из Китая за 50 центов (а то и дешевле) может плохо крутиться. Поскольку, мы занимаемся, в том числе, и производством спиннеров, то подробно изучили все нюансы, связанные с качеством сырья и комплектующих, а также с самим технологическим процессом. Помимо самого подшипника на качество вращения спиннера влияет точность обработки отверстия под него. Небольшое отклонение в допусках/посадках и подшипник встанет с усилием, а значит сильно потеряет в скорости вращения. Интернет-магазин glam-flash качественно отбирает все товары, полностью проверяет их работоспособность, надежно упаковывает и отправляет товар по всей стране. Вы вправе вернуть товар без объяснения каких-либо причин в 14-дневный срок. Всего два условия: товар должен иметь товарный вид и мы не вернем Вам деньги за доставку, потому что пользуемся услугами курьерских служб. Читайте наши обзорные статьи, анонс будет позже!